Мероприятие, приуроченное к 95-летию со дня рождения Ивана Стасевича

9 января 2024 года - 95 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств БССР Ивана Никифоровича Стасевича. Жизненный путь будущего художника был нелёгким. Уже в 12 лет он встретился с войной, мальчишка узнал, как трещат фашистские автоматные очереди, как убивают его односельчан. Семья стала помогать партизанам, а Ваня был связным. Когда полицейские стали подозревать семью в связях с партизанами, юноше пришлось перебраться в лесной лагерь к партизанам. Командир отряда Николай Макаревич заметил склонность Вани к рисованию. Ему поручили оформлять стенгазету. Юный художник переписывал сводки Совинформбюро, сопровождал листовки иллюстрациями. Партизаны не раз говорили, что каждая из них по силе приравнивается к гранате. Но Ваня принимал эти слова за шутку, обижался и жаловался на «несправедливость».

Вскоре после прорыва блокады партизанский отряд встретился с частями Красной Армии. Ваню отправили домой в деревню Медведня к родителям, но фашисты угнали их в Германию. Он подался в Старые Дороги, где встретился с сапёрами, которые писали дорожные указатели, предложил им свою помощь. Ваня рассказал о себе и попросил остаться в части. Так Ваня Стасевич стал сыном полка, в составе Первого Белорусского фронта дошел до Берлина. Последний указатель, который написал Ваня Стасевич:

«До рейхстага — 250 метров». На символе поверженного врага, на рейхстаге, 16-летний юноша оставил свою подпись: «Иван Стасевич, Старые Дороги — Берлин».

После Победы Иван Стасевич возвратился домой, окончил Горковскую среднюю школу. Потом были художественное училище в Минске и Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Неудивительно, что первые картины были посвящены теме войны.

«Мне не нужно было придумывать героев — я видел их в боях с врагом, в моменты смертельного риска, когда человек, его мысли, чувства обнажаются до дна», — говорил Иван Стасевич.

Безмерный талант плюс огромное трудолюбие позволили Ивану Стасевичу заявить о себе в мировом масштабе. Сегодня его работы находятся в крупнейших музеях и галереях Беларуси и России, в частных и муниципальных собраниях Англии, Алжира, Австрии, Болгарии, Бельгии, Германии.

175