Беларусы-сакуны. Поле для деятельности

Очередная статья о наших предках, беларусах-сакунах. Народности, которую в своё время изучал ученый-этнограф И.Сербов.
https://www.mlyn.by/novosti/2020/11/narabiўsa-naeusa-i-spaczi-pavaliўsa!-kto-takie-belorusyi-sakunyi-i-pri-chem-tut-staryie-dorogi
Так говорили не Тофсла и Вифсла из сказки Туве Янссон, и это не выдуманный язык старшей группы детского сада, а частичка нашего прошлого. В историко-этнографическом музее Старых Дорог есть целая экспозиция, посвященная белорусам-сакунам. И да, так разговаривали именно они. Довольно большая этническая группа, компактно жившая на самых северных границах Полесья, была практически неизвестна научному сообществу XIX века. Да и сейчас, собственно, мало кто может сказать, кто такие сакуны. И почему — сакуны?
Это наименование открыл для нас Исаак Абрамович Сербов, этнограф, археолог и фольклорист, сотрудник Института Белорусской культуры. В 1910–1913 годах он, будучи членом Северо-Западного отдела Русского географического общества, много времени потратил на изучение наследия белорусского Полесья и окрестных регионов. В 1915 году вышла его книга «Белорусы-сакуны. Краткий этнографический очерк», ее можно найти на сайте библиотеки Белгосуниверситета.
В наше время о сакунах могли забыть, если бы не усилия сотрудников историко-этнографического музея Старых Дорог. Тут открылась экспозиция, посвященная укладу наших не слишком-то далеких предков.Еще Сербов отмечал невероятное разнообразие нарядов, обычаев, речевых оборотов и даже нравов полешуков, живших буквально по соседству. Например, телеханцы слыли хитрыми и прижимистыми, а рукава носили длинные и широкие, логишинцы же, напротив, славились мягкостью и честностью, но одежку кроили узкую и не слишком броскую.
— Сакуны же выделялись еще и своей речью, — рассказала нам директор музея Наталья Бацылева, — и не только тем, что все окончания -ся у них были твердыми -са, но собственной манерой счета, например. Там где все говорили один, одна, одно, сакуны произносили адны, адны, адны без вариантов.А еще одевались особо, вместо лаптей часто было некое подобие индейских мокасин и греческих сандалий одновременно, а женский головной убор дополнялся своеобразным цилиндрическим элементом, как у бретонских матрон на западе Франции.

— В 2019 году экспозиция музея «Матэрыяльная i духоуная культура беларуса-сакуна пачатка ХХ ст.» была представлена на IV Национальном форуме «Музеи Беларуси». На выставке экспонировался и национальный костюм стародорожанок, головным убором в котором является намитка, — делится Наталья. — Это был обязательный атрибут замужней женщины. Я всегда удивлялась, как наши бабушки и прабабушки мастерски могли повязать, довольно сложным способом, ежедневный головной убор! Пробыв на выставке в намитке весь день, могу с уверенностью сказать, что к вечеру почувствовала дискомфорт. Но, несмотря на определенные неудобства, традиции и красота для сакунов были превыше всего!
У белорусов-сакунов интересная традиция застройки деревни, которая ближе северным районам, немного отличающиеся формой орудия труда и особенные рыболовецкие снасти, особые образцы ткачества, которые еще встречаются в старинных бабушкиных сундуках у местных жительниц. В книге Сербова довольно много фотографий. Что бросается в глаза, — это удивительная опрятность селян, отсутствие ярких элементов, чистота линий силуэтов, минимализм в орнаментах и украшениях и настоящая, какая-то гармоничная красота людей. Все это можно увидеть в музее. Экспозиция на редкость полная и отражает практически весь уклад жизни белоруса-сакуна. Что интересно, сотрудники музея и энтузиасты повторили фотографии, сделанные Сербовым, таким образом совершенно иначе смотришь на прошлое, практически погружаешься в него.

588